Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44612
Название: Естественно-научное образование в университетском блоке ядерных дисциплин
Другие названия: Natural science education in the university core curriculum
Автор: Kyrov, D. N.
Nesterova, N. V.
Prituzhalova, O. A.
Cheremnykh, L. D.
Кыров, Д. Н.
Нестерова, Н. В.
Притужалова, О. А.
Черемных, Л. Д.
Дата публикации: 2024-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Естественно-научное образование в университетском блоке ядерных дисциплин / Д. Н. Кыров, Н. В. Нестерова, О. А. Притужалова [и др.] // Образование и наука. — 2024. — № 4. — С. 12-45. — 10.17853/1994-5639-2024-4-12-45.
Аннотация: Introduction. One of the current issues in the theory and methodology of higher education is the development of its content that responds to societal challenges. Specialist training in any field of professional activity necessarily includes a natural science component, as it reflects the achievements and problems of scientific and technological progress. Against the backdrop of a paradigm shift in education, universities are transitioning to individual educational trajectories to accommodate the needs of an individual in the process of continuous professional development. Individual educational trajectories include both core (compulsory) and elective courses. The subject of this study is natural science education as a mandatory component of the curriculum at a classical university. Aim. The aim of the study was to analyse the changes in the forms of natural science knowledge transfer in the context of implementing individual educational trajectories in higher education. Methodology and research methods. As the main research methodology, an axiological approach with elements of a personality-oriented approach was used. The study analyses the changes in the content and forms of teaching a natural science course at the university within the framework of individual educational trajectories. The results of a student survey were analysed after completing the course. Results and scientific novelty. In the course of the study, the forms of classes and control were determined that are suitable for joint education of students of natural sciences and humanities in the context of transition to individual educational trajectories. The methods of teaching a natural science discipline have been selected, allowing the integration of soft skills into the educational process to be achieved. As an important learning outcome, it is possible to record an increase in the digital competencies of students and teachers in terms of using jointly edited cloud files, resources for online discussions and testing, as well as the inclusion of students in joint interdisciplinary projects and the development of communication practices. When evaluating the introduction of the discipline, most students noted the benefits of expanding their horizons, making new friends and acquaintances, and forming a critical view of the world. The students named discussions, games and group presentations as the preferred forms of the lesson. Practical significance. An innovative course has been created that allows students within individual trajectories to see the potential of modern natural sciences and to engage in collaborative interdisciplinary projects.
Введение. Одним из актуальных вопросов теории и методики высшего образования является разработка его содержания, отвечающая вызовам общества. В подготовке специалистов любых направлений профессиональной деятельности необходим естественно-научный компонент, поскольку он отражает достижения и проблемы научно-технического прогресса. На фоне смены парадигмы образования в университетах идет переход на индивидуальные образовательные траектории с целью учета потребностей личности в процессе непрерывного профессионального становления. Индивидуальные образовательные траектории содержат обязательные и выборные дисциплины. Предмет настоящего исследования – естественно-научное образование как обязательная составляющая программы обучения в классическом университете. Цель исследования – анализ изменений форм передачи естественно-научного знания в условиях реализации индивидуальных образовательных траекторий в высшем образовании. Методология, методы и методики. В качестве основной методологии исследования был использован аксиологический подход с элементами личностно-ориентированного подхода. Проведен анализ изменений содержания и форм преподавания естественно-научной дисциплины в университете в рамках индивидуальных образовательных траекторий. Результаты и научная новизна. В ходе исследования определены формы проведения занятий и контроля, подходящие для совместного обучения студентов естественно-научных и гуманитарных направлений обучения в условиях перехода на индивидуальные образовательные траектории. Подобраны методы преподавания естественно-научной дисциплины, позволяющие интегрировать «мягкие» навыки в образовательный процесс. В качестве важного результата обучения можно фиксировать прирост цифровых компетенций студентов и преподавателей в плане использования совместно редактируемых облачных файлов, ресурсов для проведения онлайн-обсуждений и тестирования, а также включение студентов в совместные междисциплинарные проекты и развитие коммуникативных практик. При оценке введения дисциплины большинство студентов отмечали пользу в расширении кругозора, появлении новых друзей и знакомств, формировании критического взгляда на мир. В качестве предпочтительных форм проведения занятия студенты называли дискуссии, игры и групповые презентации. Практическая значимость. Создан инновационный курс, позволяющий студентам в рамках индивидуальных траекторий увидеть потенциал современных естественных наук и включиться в совместные междисциплинарные проекты.
Ключевые слова: TRANSFORMATION OF EDUCATION
NATURAL SCIENCE EDUCATION
INDIVIDUALISATION
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY
HIGHER EDUCATION
CORE CURRICULUM
STUDENT’S SELF-ACTUALISATION
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСИТЕТА
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2024-4-12-45
SCOPUS: 85193030404
WoS: 001223109000003
Источники: Образование и наука. 2024. № 4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_04_002.pdf831 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.