Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46768
Название: | Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования |
Другие названия: | Dialogic learning: a promising approach to educational organisation |
Автор: | Astashova, N. A. Асташова, Н. А. |
Дата публикации: | 2025-04 |
Издатель: | Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Библиографическое описание: | Асташова, Н. А. Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования / Н. А. Асташова // Образование и наука. — 2025. — № 4. — С. 9-41. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-4-9-41. |
Аннотация: | Introduction. The modern educational paradigm emphasizes the implementation of high-quality education through productive dialogic learning, which centres on dialogue and involves all participants in the educational process. However, the potential of dialogue has not yet been fully realised in schools, as it is infrequently utilised in practice. Therefore, it is essential to establish a new framework for collaborative activities between teachers and students that fosters cognitive engagement and promotes student independence. Aim. The aim of this study is to identify the resources of dialogic learning in relation to addressing students’ personalities and the interactions among participants engaged in cognitive activities during information exchange, as well as the active appropriation of methods for intellectual and practical work. Methodology and research methods. The methodological foundations of dialogic learning, including personality-oriented, axiological, problem-based, and activity-based approaches, were explored in this study. It was found that all identified approaches are personality-oriented, emphasising the importance of considering the individual characteristics of participants during the organisation of dialogue interactions and the assessment of student development dynamics. Throughout the research, methods of analysis, synthesis, and generalisation of the theory and practice of dialogic learning organisation were employed. Results. The article explores the multidimensional nature of dialogue within the educational process, highlighting the significance of individual identity, subjectivity, and personal expression in dialogic interactions. It specifically identifies the potential of dialogue as a transformative human activity in the context of cultural engagement. Dialogic learning serves several essential functions in contemporary education, promoting the holistic development of individuals and fostering their creative self-expression. These functions include educational, developmental, and nurturing aspects, as well as the role of dialogic interaction. Scientific novelty. Dialogic learning is regarded as a system centred on the concept of dialogue, which enables individuals to transform themselves through a complex web of interpersonal relationships. Practical significance. The research materials can be utilised in both secondary and higher education settings. The proposed tools for dialogic learning can be implemented in educational activities, considering the characteristics of the participants in dialogic learning, the nature of dialogic relationships, and the potential for communicative interaction. Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия. |
Ключевые слова: | MODERN EDUCATION DIALOGUE DIALOGIC LEARNING PARTICIPANTS IN DIALOGIC INTERACTION TOOLS FOR DIALOGIC LEARNING CREATION OF NEW KNOWLEDGE СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДИАЛОГ ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СУБЪЕКТЫ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУМЕНТЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЕ НОВОГО |
ISSN: | 2310-5828 1994-5639 |
DOI: | 10.17853/1994-5639-2025-4-9-41 |
Источники: | Образование и наука. 2025. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Образование и наука |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
edscience_2025_04_002.pdf | 580,89 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons