Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46775
Название: Школьное управление как фактор профессионального развития педагога в условиях взаимодействия с педагогическим вузом
Другие названия: School management in the professional development of teachers: interactions with a pedagogical university
Автор: Piskunova, E. V.
Пискунова, Е. В.
Дата публикации: 2025-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Пискунова, Е. В. Школьное управление как фактор профессионального развития педагога в условиях взаимодействия с педагогическим вузом / Е. В. Пискунова // Образование и наука. — 2025. — № 4. — С. 175-194. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-4-175-194.
Аннотация: Introduction. The issue of professional development for teachers is a pressing concern in contemporary education. Identifying scientifically grounded methods to enhance this process is crucial for achieving the objectives of modern education. Aim. This study aims to identify the school management models that are most effective for facilitating the professional development of teachers. Methodology, methods and techniques. The Clarke and Hollingsworth professional development model served as the conceptual framework for this study, alongside the findings from N. V. Storchak’s research, which emphasises the components of school leaders’ activities related to the professional development of teachers. This article presents the results of a qualitative study examining the managerial practices of educational organisation leaders, based on semi-structured interviews conducted with teachers (n = 15), school leaders (n = 8), deputy directors (n = 2), and heads of subject associations (n = 4) across nine educational organisations (n = 9). Results and scientific novelty. As a result of the study, two models of management for the professional development of teachers in general education organisations were identified: the executive model, which focuses on strict adherence to the requirements for the professional development (advanced training) of teachers, and the stimulating model, which emphasises the proactive efforts of school leaders in facilitating teachers’ professional development. These models are aligned with the educational quality management frameworks employed by school leaders. Practical significance. The results obtained can serve as a valuable resource for school leaders in organising effective management of teachers’ professional development.
Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях – исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Ключевые слова: PROFESSIONAL DEVELOPMENT
SCHOOL MANAGEMENT
SUBJECTIVITY
MODEL
MANAGEMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СУБЪЕКТНОСТЬ
МОДЕЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-4-175-194
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках реализации гранта Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, проект № 27ВГ по теме «Научно-методическое обеспечение проектирования эффективных моделей взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования». Автор выражает благодарность руководителям и педагогам общеобразовательных организаций за согласие участвовать в исследовании средствами интервьюирования, а также рецензентам за экспертное мнение и конструктивный подход.
The research was supported by an internal grant from the Herzen State Pedagogical University of Russia (Project No. 27VG) titled “Scientific and Methodological Support for the Design of Effective Models of Interaction between Pedagogical Universities and Regional Education Systems”. The author expresses sincere gratitude to the leaders and educators of the participating educational organisations for their willingness to engage in the study through interviews. Additionally, the author extends appreciation to the reviewers for their expert opinions and constructive feedback.
Источники: Образование и наука. 2025. № 4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_05_001.pdf424,01 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons