Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46777
Название: Профессиональная подготовка будущих учителей физики на основе погружения в высокотехнологичную образовательную среду
Другие названия: Professional training for future physics teachers through immersion in a high-tech educational environment
Автор: Purysheva, N. S.
Teplyakova, K. O.
Chulkova, G. M.
Soldatenkova, M. D.
Lozovenko, S. V.
Пурышева, Н. С.
Теплякова, К. О.
Чулкова, Г. М.
Солдатенкова, М. Д.
Лозовенко, С. В.
Дата публикации: 2025-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Профессиональная подготовка будущих учителей физики на основе погружения в высокотехнологичную образовательную среду / Н. С. Пурышева, К. О. Теплякова, Г. М. Чулкова [и др.] // Образование и наука. — 2025. — № 5. — С. 9-39. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-5-9-39.
Аннотация: Introduction. Improving the quality of physics education for both schoolchildren and teachers can be achieved through an updated curriculum and innovative teaching methods. This approach includes fostering a comprehensive understanding of the physical world through experimental activities that utilise modern high-tech equipment. Aim. The present research aims to develop a methodology for preparing physics students for professional activities by actively immersing them in a high-tech educational environment. This approach seeks to enhance the quality of higher education in physics pedagogy. Methodology and research methods. The methodological foundations of the study were based on synergistic, systemic, competence-based, activity-oriented, and task-modular approaches. Throughout the study, both theoretical methods (including literature analysis, hypothesis construction, modeling, generalisation, and interpretation of results) and experimental methods (such as confirmatory and exploratory pedagogical experiments) were employed. To evaluate the experimental activities, an observational method was utilised, which involved video recordings of classroom sessions conducted with students. Results. The authors developed a system designed to prepare physics students for professional activities, which includes five research modules implemented during classroom sessions through high-tech experimental tasks. Additionally, there is a transitional module that integrates classroom work with the resolution of high-tech experimental tasks, generalising theoretical modules with educational materials and a system for assessing training outcomes. The authors also created a model for diagnosing educational results from the study of these modules, as well as a model for collecting data on “task” actions. The validation of the proposed methodological system confirmed its effectiveness. A significant characteristic of the training modules is their relative autonomy, allowing students to master them in various sequences. Scientific novelty. The authors have developed a methodological system for teaching physics that leverages a high-tech educational environment. This approach enhances students’ motivation to understand the laws governing physical processes and phenomena. Practical significance. The task-modular approach can be utilised in preparing students at a pedagogical university for professional activities, particularly when transitioning to foundational pedagogical education while developing teaching systems for various disciplines.
Введение. Повышение качества обучения физике и школьников, и педагогов может быть достигнуто на основе обновленного содержания физического образования и способов его получения, включающих формирование физической картины мира в процессе экспериментальной деятельности с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Цель исследования – разработка авторской системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков на основе их активного погружения в высокотехнологичную образовательную среду, обеспечивающую новый уровень качества высшего педагогического образования в области физики. Методология, методы и методики. Методологическими основами исследования являлись синергетический, системный, компетентностный, деятельностный, задачно-модульный подходы. В процессе проведения исследования использовались теоретические (анализ литературы, построение гипотез, моделирование, обобщение и интерпретация результатов и пр.) и экспериментальные (констатирующий и поисковый педагогический эксперимент) методы, для оценки экспериментальной деятельности использовался метод наблюдений, осуществляемый по видеозаписям занятий, проводимых со студентами в аудитории. Результаты. Разработан авторский вариант системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков, который включает 5 исследовательских модулей, реализуемых во время аудиторных занятий с использованием высокотехнологичных экспериментальных задач (ВТЭЗ); переходный модуль, в котором сочетается аудиторная работа с решением ВТЭЗ, обобщающие теоретические модули с учебными материалами и системой оценки результатов обучения, авторскую модель диагностики образовательных результатов изучения модулей и модель сбора данных по «задачным» действиям. Апробация предложенной авторской методической системы подтвердила ее эффективность. Важной характеристикой предложенных учебных модулей является их относительная автономность, то есть возможность осваивать в разной последовательности. Научная новизна. Разработана авторская методическая система обучения физике студентов в условиях активного использования высокотехнологичной образовательной среды, что позволяет повысить мотивацию освоения студентами педагогического вуза закономерностей физических процессов и явлений. Практическая значимость. Задачно-модульный подход может быть применен в ходе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности при переходе на базовое педагогическое образование в ходе разработки методических систем обучения для различных дисциплин.
Ключевые слова: BASIC PEDAGOGICAL EDUCATION
HIGH-TECH EDUCATIONAL ENVIRONMENT
TASK-MODULAR APPROACH
METHODOLOGICAL SYSTEM OF TEACHING PHYSICS
PHYSICS TEACHER
БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ЗАДАЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-5-9-39
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ в 2024 г. по теме «Современный учитель физики: научно-методическое обоснование обновления содержания подготовки студентов-физиков педагогического вуза» (№ 1241121000167).
This study was conducted as part of a state assignment from the Ministry of Education of the Russian Federation in 2024, focusing on the topic: “A Modern Physics Teacher: A Scientific and Methodological Justification for Updating the Curriculum for Physics Students at a Pedagogical University” (No. 124112100016-7).
Источники: Образование и наука. 2025. № 5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_05_003.pdf1,34 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons