Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3660
Title: Объективные измерения и моделирование латентных величин в образовании
Other Titles: Objective measurement and modeling of the latent variables in education
Authors: Letova, L. V.
Летова, Л. В.
Issue Date: 2013-10
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Летова, Л. В. Объективные измерения и моделирование латентных величин в образовании / Л. В. Летова // Образование и наука. — 2013. — № 8. — С. 76-88.
Abstract: The paper discusses the problem of objective assessment of the latent variables in education. The search for and approbation of the measurement methods adequate for social spheres – including education – is an urgent and relevant task. The author justifies the selection of the Rasch model as a methodological instrument for objective assessment of the latent variables both in social and humanity spheres, and  summarizes the implementation experience regarding the assessment of academic achievements of high school leavers in mathematics.In spite of the advantages of the Rasch model, the author draws our attention to the limits of its practical application. However, the experimental results indicate the model’s capability to estimate the academic achievements and education quality. The model gives a valid statistical picture regarding the level of estimated latent variables, and therefore, provides the basis for future predictions and detailed diagnosis of the present
Проблема объективной оценки латентных величин в образовании стоит достаточно остро. Поиск и апробация методов, позволяющих проводить адекватные измерения в социальных областях, к которым, безусловно, относится и образование, – актуальная и необходимая задача. Основной идеей данной статьи является популяризация модели Раша как методического инструмента для объективного определения латентных величин в социально-гуманитарной сфере и измерения качества образования. Обосновывается выбор модели и обобщается опыт применения этой теории для выявления учебных достижений  выпускников средней школы в области математики.Освещаются преимущества применения модели Раша, философия которой состоит в том, что экспериментальные данные должны соответствовать модели, а не наоборот. Не модель призвана описывать действительность такой, какова она есть, как в точных науках, а сама действительность должна совпадать с логическим основанием модели. Теория не допускает, чтобы сильный испытуемый не справлялся с легкими заданиями или слабый успешно выполнял сложные. Теория идеализирует действительность, вместе с тем для ее использования недостаточно просто абстрагироваться от «нарушений правил модели», необходимо статистически убедиться в том, что экспериментальные данные соотносятся с логическим основанием модели. На первый взгляд, это жесткое требование, но в данном  случае, как показало исследование, теория и практика «пожали друг другу руки».Несмотря на все достоинства модели, автор обращает внимание и на ограничения практического применения рассматриваемой теории. Однако в целом результаты проведенных экспериментов показывают способность Раши определять и моделировать учебные достижения и качество образования. Ценность модели заключается прежде всего в том, что она позволяет составлять статистически обоснованную картину уровня измеряемой латентной переменной, дает возможность строить прогнозы на будущее и проводить детальную диагностику настоящего. 
Keywords: MODERN TEST THEORY
MEASUREMENT OF LATENT VARIABLES
RASCH MODEL
LEVEL OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
ИЗМЕРЕНИЕ ЛАТЕНТНЫХ ВЕЛИЧИН
МОДЕЛЬ РАША
УРОВЕНЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2013. №8
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2013_8_107_06.pdf807,16 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.