Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3675
Title: Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны
Authors: Vasilyev, I. A.
Васильев, И. А.
Issue Date: 2013-11
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Васильев, И. А. Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны / И. А. Васильев // Образование и наука. — 2013. — № 9. — С. 103-120.
Abstract: Quality is the key problem of the Russian education system as a whole and higher vocational training in particular, the level and quality of the later determining the growth of intellectual potential of the state, andconsequently its effective economic development and competitiveness. In the last years, Russian higher schools have lost their position in the international educational service market as the result of several premature reforms. The paper denotes the findings of sociological research, conducted in Moscow pedagogical universities, and aimed at analyzing the factors adversely affecting the quality of educational institutions, students’ satisfaction, and transparency of educational management. The survey involved the total respondent number of 881, including both the academic staff and full-time students. Sociological diagnostics based on the above monitoring research revealed the multi-factorial determinant of the high quality educational institution. The research findings emphasize the complexity of problem solving related to fostering the country’s intellectual potential, and the need for informal and systematic quality control. The research data can be of interest to sociology experts, educational management and academic staff.
Качество образования – ключевая проблема российского образования в целом и системы высшей профессиональной подготовки в особенности. От уровня качества этой сферы зависит прирост интеллектуального потенциала государства, а значит, успешное поступательное развитие его экономики и конкурентоспособность. За последние годы в силу ряда причин, среди которых на первом месте череда бесконечных непродуманных реформ, российские вузы серьезно утратили свои позиции на международном рынке образовательных услуг. В статье представлены результаты проведенного в гуманитарно-педагогических московских вузах полевого социологического исследования, в ходе которого анализировались факторы, оказывающие дестабилизирующие влияние на состояние высшей школы. Выяснялась степень удовлетворенности основных акторов образовательного процесса качеством преподавания в учебных заведениях, определялось, как влияет на качество «прозрачность» управления подготовкой специалистов. Информантами выступали как «производители образовательных услуг» – представители профессорско-преподавательского корпуса, так и «потребители» этих услуг – студенты II–IV курсов очной формы обучения. В целом выборочная совокупность респондентов составила 881 человек.Социологическая диагностика, осуществленная на основе мониторингового исследования, позволила выявить многофакторную детерминированность института качественного образования. Это подчеркивает комплексный характер решения задачи формирования интеллектуального потенциала и необходимость систематического неформального социального контроля со стороны основных субъектов профессионального образования. Чтобы справиться с существующими проблемами, недостаточно только административных циркуляров и указаний о модернизации или реформировании высшей школы. Принимая какие-либо меры, следует учитывать и то, что, несмотря на относительную независимость друг от друга некоторых факторов, обусловливающих процесс накопления интеллектуального потенциала, любое необоснованное изменение одного из них может повлечь за собой нежелательную трансформацию других. Материалы статьи могут представлять научный и практический интерес для специалистов, работающих в сфере социологии образования,а также для руководства и членов профессорско-преподавательского состава вузов.
Keywords: EDUCATION QUALITY
FACTORS
DIFFICULTIES
EDUCATIONAL PROCESS TRENDS
SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКТОРЫ
ТРУДНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2013. №9
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2013_9_108_08.pdf277,37 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.